Неформальная занятость ...
Российская федерация, Саратовская область, город Аркадак, ул. Ленина, д. 25
8-84542 4-14-93  omoarkadak@yandex.ru 
 logotip_vk.jpglogo_ok.pngEtMkNlvWgAAmNhI.jpg 
Версия для слабовидящих


2.png

1.png


О негативных последствиях неофициального трудоустройства и важности заключения трудового договора

Работать без трудового договора просто.

Работнику не нужно собирать никакие документы. А его зарплата вроде бы больше.

Работодателю выгодно: он может не выплачивать сотруднику больничные, компенсацию за работу на вредном производстве, не делать отчисления за него в ПФР, не заботиться о здоровье работника и не выдавать ему средства индивидуальной защиты.

Всем работодателям это выгодно, но Вам, работнику, – нет. Сначала Вам задержат зарплату, потом вообще не захотят её выплачивать, не выплатят компенсацию за неиспользованные отпуска и окончательный расчет при увольнении, и наконец Вы обнаружите, что Вас систематически обманывали. А если с Вами произойдет несчастный случай, работодатель просто скажет, что видит Вас впервые.

Вы хотите, чтобы кто-то использовал Ваше здоровье и Вашу жизнь для своей выгоды? Чтобы кто-то под разными предлогами забирал у Вас Ваши же честно заработанные деньги? Разве это справедливо?

Рисковать не нужно. Заключите трудовой договор. А если работодатель отказывается, обращайтесь в инспекцию труда. Я гарантирую, что при обращении Ваши данные не будут переданы работодателю.


Как понять, что вы работаете неофициально? Порядок действий

Работодатель не запрашивал у Вас никаких справок при приеме на работу и не предоставлял Вам никаких документов? И при этом Вы работаете уже больше трех дней, положенных для заключения трудового договора (ст. 67 ТК РФ)?

Это повод задуматься: а действительно ли он намерен устроить Вас официально? Чтобы понять, работаете Вы по трудовому договору или нет, подготовили для Вас пошаговую инструкцию:

1)    Чтобы заключить с человеком трудовой договор, работодателю нужен ряд справок. Подумайте, запрашивали ли у Вас паспорт, трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности, СНИЛС, документ об образовании и т.д. (ст. 65 ТК РФ)

2)    Вспомните: выдавали ли Вам на руки второй экземпляр трудового договора (ст. 67 ТК РФ). Напомним, в трудовом договоре должны прописываться: ФИО работника и наименование работодателя, сведения из паспорта работника, ИНН работодателя, сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор; место и дата заключения трудового договора; место работы; трудовая функция работника; дата начала работы; условия оплаты труда; режим рабочего времени и времени отдыха; условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании и т.д. (ст. 57 ТК РФ)

3)    Вспомните: ознакомили ли Вас с приказом о приеме на работу. Напомним, работодатель обязан оформить прием на работу приказом (распоряжением). При этом содержание приказа должно соответствовать условиям трудового договора. Данный документ объявляется работнику под роспись в течении 3 дней со дня начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему копию указанного приказа (ст. 68 ТК РФ)

4)    Подумайте: ознакомил ли Вас работодатель с локальными нормативными актами компании, которые регламентируют труд (правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором). Напомним, работодатель обязан ознакомить работника под роспись с данными документами при приеме на работу (ст. 68 ТК РФ)

5)    Узнайте, завел ли работодатель на вас трудовую книжку (если это первое место работы) или внес ли он запись о приеме Вас на работу в существующую книжку. Можно прямо спросить об этом в отделе кадров или воспользоваться правом, прописанным в ст. 62 ТК РФ. Так, работник может обратиться к работодателю с просьбой предоставить копии всех документов, связанных с работой. Это приказ о приеме на работу, выписка из трудовой книжки, справка о зарплате, справка о периоде работы у данного работодателя и др. документы. Копии указанных документов предоставляются безвозмездно. При этом они должны быть выданы работнику в течение 3-х дней с даты его обращения и заверены подписью уполномоченного лица и печатью работодателя.

6)    Если с даты трудоустройства прошло больше месяца, то за предыдущий период 15 числа следующего месяца организация должна была сделать за Вас отчисления в ПФР. Проследить эти отчисления можно на портале Госуслуг (услуга «Извещение о состоянии лицевого счета» в разделе «Пенсия, пособия, льготы»), на портале ПФР, лично в отделе ПФР (получив выписку о начислениях) или через мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» (функция «Выписка из ПФР»)

Если какие-то из этих пунктов отсутствуют (вам не выдали второй экземпляр трудового договора, не ознакомили с приказом о приеме на работу и т.д.), то Вы столкнулись с недобросовестным работодателем. Он не намерен устраивать Вас официально и тем самым лишает Вас льгот и гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.

Чтобы обезопасить себя, требуйте заключения трудового договора. А если работодатель отказывается, сразу же обращайтесь в Государственную инспекцию труда в Саратовской области.

Это можно сделать через сервис «Онлайнинспекция.рф» (заходить на него нужно после регистрации на портале Госуслуг), по электронной почте git64@rostrud.ru или по телефону «горячей линии» по номеру 24-59-91.



Об установлении на 2021 г. допустимой доли иностранных работников

Правительством Российской Федерации принято постановление от 12 ноября 2020 г. № 1823 «Об установлении на 2021 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» (далее соответственно - постановление № 1823, допустимая доля).
Постановлением № 1823 установлены аналогичные установленным на 2020 год допустимые доли в следующих видах экономической деятельности: выращивание овощей (код 01.13.1) - в размере 50 %, строительство (раздел F) - в размере 80 %, торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) - в размере 15 %, торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) - в размере 15 %, торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) - в размере 0 %, торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) - в размере 0 %, торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) - в размере 0 %, деятельность в области спорта прочая (код 93.19) - в размере 25 %.
Кроме того, постановлением № 1823 на 2021 год установлены следующие новые допустимые доли: лесоводство и лесозаготовки (код 02) - в размере 50 %, обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (код 16) - в размере 50 %, торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (код 46.73.1) - в размере 50 %, торговля оптовая пиломатериалами (код 46.73.2) - в размере 50 %, деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) - в размере 24 %, деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) - в размере 24 %, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на2
договорной основе (код 68.32) - в размере 70 %, деятельность по обслуживанию зданий и территорий (код 81) - в размере 70 %.
Также постановлением № 1823 предусматриваются исключения по установлению допустимой доли в сфере строительства (раздел F) - для Амурской области, Республики Бурятия и г. Москвы, а для Республики Дагестан, наоборот, - установить в размере 50 %.
В соответствии с абзацем четырнадцатым пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) иностранный работник - это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.
Действие постановления № 1823 распространяется на всех иностранных работников, находящихся на территории Российской Федерации на законных основаниях, и не содержит норм, дающих право для выделения по каким-либо признакам части иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, на которых действие постановления № 1823 не будет распространяться, за исключением отдельных категорий.
Так, согласно пункту 2 статьи 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации, установленная Правительством Российской Федерации, не распространяется на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.
Кроме того, пунктом 2 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе предусмотрено, что государства - члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных Договором о ЕАЭС и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств - членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.
В этой связи, действие постановления № 1823 не распространяется на иностранных граждан, временно и постоянно проживающих в Российской Федерации (имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство), являющихся гражданами государств - членов Евразийского экономического союза (граждане Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии), а также на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.
Согласно пункту 4 постановления № 1823 хозяйствующим субъектам необходимо до 1 января 2021 г. привести численность используемых иностранных работников в соответствие с постановлением № 1823, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.
Основания прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, в целях соблюдения3
требований, установленных постановлением № 1823, предусмотрены пунктом 9 части 1 статьи 327.6 Трудового кодекса Российской Федерации.
В случае, если работодатель заявил при государственной регистрации вид деятельности, указанный в постановлении № 1823, в том числе в качестве дополнительного вида деятельности, то действие постановления № 1823 распространяется на такого работодателя.


НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ


В Саратовской области отдельные работодатели предпочитают не оформлять трудовые отношения, а некоторые жители по-прежнему получают зарплату «в конвертах» и работают без оформления трудового договора.

Работник, соглашаясь на выплату зарплаты в «конвертах», должен помнить, что неоформление в установленном законодательством порядке трудового договора является не только нарушением трудового законодательства, но в перспективе влечет за собой проблемы для работника.

Не оформляя в установленном законодательством порядке прием на работу работника, работодатель лишает его заслуженного пенсионного обеспечения. Период работы без оформления в установленном порядке трудовых отношений не будет включен в страховой стаж, что приведет в будущем к низкому размеру пенсии.

Работник не будет иметь права на выплату пособия по временной нетрудоспособности в случае несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, пособия на случай безработицы, права на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, социальных гарантий, предусмотренных коллективным договором и локальными нормативными актами, действующими у работодателя.

Работник также лишается возможности получить банковский кредит, социальный налоговый вычет при приобретении квартиры, получении платного образования и платных медицинских услуг.

Обращаем внимание работодателей и работников на необходимость легального оформления трудовых отношений путем заключения трудовых договоров, недопущения фактов неформальной занятости.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Сегодня сложившаяся ситуация с использованием схем выплаты заработной платы «в конвертах» с целью занижения налогооблагаемой базы на особом контроле у Правительства Российской Федерации. В районе проводится работа по выявлению работодателей, использующих труд граждан без официального оформления трудовых  отношений и не уплачивающих страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Рабочей группой по организации мероприятий направленных на снижение неформальной занятости на территории Аркадакского муниципального района проводятся рейдовые мероприятия в места осуществления предпринимательской деятельности по выявлению физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без постановки на учет в налоговом органе, а так же работников без оформления трудовых договоров. Ведется работа с индивидуальными предпринимателями главами КФХ по выявлению наемных работников, привлекаемых в период подготовки к проведению сельхозработ. Администрацией района проводятся встречи с индивидуальными предпринимателями и работодателями предприятий и организаций района, входящим в «группу риска» по применению теневых схем занятости в целях информирования об ответственности за нарушение трудового законодательства.

Для сведения работодателям!

С 1 января 2015 года федеральным законодательством установлена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей.

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц – от 10000 до 20000 рублей.

Совершение  указанных административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей, а для должностных лиц – дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.


ВНИМАНИЮ ГРАЖДАН ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА!
ЕСЛИ РАБОТОДАТЕЛЬ КАКИМ-ЛИБО ОБРАЗОМ НАРУШАЕТ ВАШИ ТРУДОВЫЕ ПРАВА



Вы можете обратиться

в Государственную инспекцию труда в Саратовской области

ЛИЧНО И С ПИСЬМЕННОЙ ЖАЛОБОЙ по адресу: 410005, г. Саратов, ул. 1-я Садовая, д. 104;


ПО ТЕЛЕФОНУ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»:

8937-811-80-81

(время работы: понедельник- четверг с 08:00-17:00, пятница – с 08:00-15:45)


Так же Вы можете ОСТАВИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ЖАЛОБУ на портале Онлайнинспекция.рф

ВАЖНО! Вы можете подать жалобу с просьбой о неразглашении личных данных перед работодателем.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА ВСЕГДА НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ТРУДОВЫХ ПРАВ



Лицами предпенсионного возраста с текущего года считаются граждане, которым осталось 5 лет до выхода на пенсию. В 2019 году женщины 1964-1966 гг. рождения и мужчины 1959-1961 гг. рождения будут считаться предпенсионерами, а значит, могут рассчитывать на ряд преференций по сравнению с гражданами других возрастных категорий. К числу таких льгот относятся:

1.     Гарантия сохранения рабочего места. Для работодателей введена уголовная ответственность за необоснованное увольнение или необоснованный отказ в приеме на работу гражданам, достигшим предпенсионного возраста.

2.     Дополнительные выходные. Лицам предпенсионного возраста будут предоставляться два дополнительных выходных дня с сохранением заработной платы для прохождения диспансеризации.

3.     Профессиональное переобучение. Министерством труда и соцзащиты РФ разработана программа по профессиональному переобучению предпенсионеров.

4.     Повышенное пособие по безработице. Гражданам, решившим сменить работу, но пока не нашедшим новый заработок, пособие по безработице будет выплачиваться в повышенном размере и составит 11 280 рублей.

Государственная инспекция труда

в Саратовской области




Уважаемые жители Саратовской области!
Государственная инспекция труда в Саратовской области напоминает!



Вы должны сообщить о работодателях, нарушающих нормы трудового права

в Государственную инспекцию труда в Саратовской области

ЛИЧНО по адресу: 410005, г. Саратов, ул. 1-я Садовая, д. 104


8 (845-52) 32-51-41


ПОМНИТЕ!

Оформление трудовых отношений – гарантия защиты ВАШИХ законных прав!



Неформальная занятость - это неофициальная трудовая деятельность граждан, которая предполагает отсутствие юридического оформления трудовых отношений. Зачастую люди, не имеющие возможность официально трудоустроиться, соглашаются трудиться неофициально, чтобы иметь средства к существованию. Несмотря на общепринятый стереотип о том, что неофициальная трудовая деятельность приносит больший доход по сравнению с официальным трудоустройством, у работы без официального оформления есть как «плюсы», так и «минусы»:

Плюсы для работников

Минусы для работников

Заработанные деньги полностью остаются у них

Лишаются социальных прав и гарантий, предусмотренных законодательством, а именно:

1. страховых взносов в Пенсионный фонд,

2. отпускных;

3. расчетных при увольнении;

4. оплаты, связанной с сокращением, обучением, рождением ребенка

5. компенсации в случае производственного травматизма

6.оплаты больничного листа

и т.д.

Гибкий график работы и возможность получить дополнительный доход

1. Лишаются государственных гарантий в социальной сфере и реальной возможности их получения

2. Минимальный размер пособия по безработице

3.Невозможность доказать трудовой стаж и профессиональный опыт

4. Отказ в выдаче кредита

5. Отказ в выдаче визы за границу


В большинстве случаев потеря квалификации и профессиональных навыков


Увольнение без объяснения причин и выплат


Условия труда, продолжительность рабочего дня, не соответствующие нормам трудового законодательства


Не предусмотренные договором обязанности


Работая неофициально, Вы нарушаете законодательство РФ

Граждане, которые соглашаются на «неофициальное» трудоустройство, должны помнить, что тем самым нарушают законодательство РФ. В связи с тем, что осуществление их деятельности скрыто от официальных властей, граждане, трудящиеся неофициально, сами ставят себя в уязвимое положение, добровольно отказываясь от защиты государством своих трудовых прав.

Как видите, у неформальной занятости больше минусов, чем плюсов, и здесь может быть только один вывод: право на труд, который каждый свободно выбирает и на который свободно соглашается, выбирая профессию и род деятельности, должен быть легализован.

ПОМНИТЕ: только официальное трудоустройство гарантирует защиту Ваших трудовых прав и свобод.




Защита трудовых прав граждан


Сегодня сложившаяся ситуация с использованием схем выплаты заработной платы «в конвертах» на особом контроле у Правительства Российской Федерации. В области проводится работа по выявлению работодателей, использующих труд граждан без официального оформления трудовых отношений и не уплачивающих страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Однако решить эту проблему без участия самих работников, соглашающих на неоформление трудовых отношений, получающих заработную плату «в конверте», практически невозможно.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Обращаем внимание работодателей и работников на необходимость легального оформления трудовых отношений путем заключения трудовых договоров, недопущения фактов неформальной занятости.
Не оформляя в установленном законодательством порядке прием на работу работника, работодатель лишает его заслуженного пенсионного обеспечения. Период работы без оформления в установленном порядке трудовых отношений не будет включен в страховой стаж, что приведет в будущем к низкому размеру пенсии.
Работник не будет иметь права на выплату пособия по временной нетрудоспособности в случае несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, пособия на случай безработицы, права на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, социальных гарантий, предусмотренных коллективным договором и локальными нормативными актами, действующими у работодателя.
Работник также лишается возможности получить банковский кредит, социальный налоговый вычет при приобретении квартиры, получении платного образования и платных медицинских услуг.
Работая в условиях «серой схемы трудовых отношений» работник остается полностью незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем; он не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы в том случае, когда их нарушает или иным образом ущемляет работодатель.
В случае отказа работодателя от оформления трудовых отношений и иных нарушений трудового законодательства граждане могут обратиться в Государственную инспекцию труда в Саратовской области (адрес: 410005, г. Саратов, ул. 1-ая Садовая, 104, телефон «горячей линии» 50-28-89 ; http://git64.rostrud.ru).
Для сведения работодателям!
С 1 января 2015 года федеральным законодательством установлена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей.
Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 10000 до 20000 рублей.
Совершение указанных административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 200000 рублей, а для должностных лиц - дисквалификацию на срок от 1 года доЗ лет.
Администрацией МО  Аркадакского муниципального района совместно с Прокуратурой района и представителем Фонда социального страхования в феврале 2017 года проведен рейд по торговым точкам и местам оказания бытовых услуг населению  города Аркадак. По результатам рейда выявлены факты осуществления трудовой деятельности без оформления трудовых отношений. На основании выявленных нарушений  будут проведены проверки работодателей и приняты меры прокурорского реагирования.




Информация о проведенной работе рабочей группы по организации мероприятий направленных на снижении неформальной занятости на территории Аркадакского муниципального района


Актуальным вопросом в районе остается работа по организации мероприятий направленных на  снижение неформальной занятости, (легализации  зарплаты и повышение собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды на территории района.)
Постановлением администрации МО Аркадакского муниципального района утверждена рабочая группа по организации мероприятий  направленных на снижение неформальной занятости на территории района.
Рабочей группой проводятся  рейдовые мероприятия в места осуществления предпринимательской деятельности по выявлению физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без постановки на учет, а так же наемных работников без оформления трудовых договоров.
Проведены  обследования торговых объектов, объектов общественного питания, парикмахерских услуг, автомоек, автосервисов.
Большая работа проведена с главами КФХ по выявлению наемных работников, привлекаемых в период проведения сельхозработ.
Активное участие и поддержка в этом вопросе оказана прокуратурой района.
Рабочей группой с участием прокурора района проведены заседания с приглашением  руководителей сельхозпредприятий и КФХ  нарушающих трудовое законодательство.
На основании проведенного мониторинга  было выявлено, что ряд сельхозпредприятий имея значительные посевные площади, количество используемой техники в отчетах в Пенсионный фонд отражали минимальное количество  работающих.
В результате за  2016 год  проведено 80 совместных  рейдовых мероприятий, выявлено 178 случаев  использования труда наемных работников без оформления трудовых договоров у  77 работодателей.
Данным работодателям  были разъяснены  требования  трудового законодательства. Нарушения были устранены, по выявленным работникам заключены трудовые договора.
Администрацией  района проведены встречи с индивидуальными предпринимателями и работодателями предприятий и организаций района, входящими в «группу риска» по применению теневых схем занятости в целях информирования об ответственности за нарушение трудового законодательства.







Большое спасибо!
Ваше письмо отправлено и подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в Администрацию Аркадакского МО.